Что такое каббалистическая музыка?
Каббалист, ощутивший Высший мир, видит нечто такое, чего нет в нашем мире. Он видит Силы, приводящие его в действие, души, нескованные телами, будущее, прошлое и настоящее – всё предстает перед ним. Он наполняется вечным, совершенным ощущением и чувствует в себе целое Мироздание. Это глубокое переживание невозможно выразить словами. Как передать это? Из всех средств, которые мы можем использовать для намека, для создания и передачи людям какой-то общей картины, впечатлений, восхищения человека, которому раскрывается Высший Мир, есть только одно – музыка.
Музыка выражает наши чувства, не будучи ограниченной словами и восприятием через разум, нашим уровнем понимания и стандартными картинами и стереотипами, которые в нас сложились. Она проникает через слуховую систему непосредственно прямо в чувство.
Cредства для выражения духовного постижения
Музыка, и театр, и танец - средства для выражения духовного постижения. Недаром среди семи наук, которые в прошлом человек должен был постичь, прежде чем приступить к изучению науки каббала, были музыка и танцы.Это считалось наукой. Ведь человек должен выразить высшее постижение - в звуках музыки, в движениях танца, в пении.
Музыка - это те же слова. Или я выражаю свои ощущения в словах, или в нотах. В музыкальном сочинении также строится повествование от причины к следствию. Музыка - это течение. Есть в ней разум и чувства, есть промежутки в звучании. Музыка - это язык. Одно и то же предложение можно выразить и словами и музыкой и танцем.
Музыка выражает чувства человека. У меня есть много учеников каббалистов , которые выражают ее в разных музыкальных стилях. Классическая музыка обладает самыми большими инструментами , широким диапазоном воздействия на человека, но практически любая музыка, если она сделана грамотно красиво профессионально солидно и главное, если она выражает внутренние чувства музыканта исполнителя автора.
«Ведь любая мелодия словно произнесенные слова выражает чувства, о которых хотят рассказать.» Мелодия намного ближе сердцу человека, ей не нужен перевод. Миллионы людей могут слушать ее и восхищаться. Она способна воодушевлять человека. Мы видим , как человек может слушать музыку и плакать и веселиться. Звуки воздействуют на нас гораздо лучше ,сильнее чем произнесенные слова.
Мелодии высших миров
Каббалист, начинающий ощущать Высший мир, входит в иное измерение. Перед ним раскрывается целый мир во всей красоте и богатстве – нечто такое, чего нет в этом мире. Он ощущает совершенно иное – силы, приводящие в действие наш мир, души, не пребывающие в телах, будущее, прошлое и настоящее находятся перед ним в настоящем, он проживает все это, наполняется вечным, совершенным ощущением и чувствует, что включает в себя все мироздание.
Это глубокое переживание невозможно выразить словами. В своих книгах каббалисты дают нам всего лишь советы, как достичь такого впечатления, ощущения, раскрытия этой реальности. Они пишут о том, какие действия мы должны совершить внутри самих себя со своими силами, желаниями, экранами, решимот – со всем имеющимся внутри души человека: «Сделай такие-то действия – и ощутишь…» Но что человек ощутит, они не говорят, потому что ощущение передать невозможно.
Точно так же и в этом мире – если я хочу предложить кому-то: «Попробуй – и увидишь, что это такое!», – горькое или сладкое, то или иное, я лишь намекаю ему на то, что он собирается ощутить, или каким образом он придет к ощущению. Но само ощущение, когда он уже наполняется им, он испытывает, и никто другой.
Поэтому каббалисту трудно передать нам то, что он ощущает, с чем он сталкивается, что раскрывается перед ним, что представляет собой скрытый мир. Из всех средств, имеющихся в нашем мире, которые мы можем использовать для того, чтобы как-то намекнуть или создать какую-то картину и передать ее людям, не находящимся в духовном переживании, есть, в сущности, только одно средство, в чем-то выражающее впечатление, восхищение человека, которому раскрылся Высший мир, – это звуки.
Но и звуки тоже не могут точно передать впечатление, ведь у нас нет тех же келим, желаний, тех же органов ощущений и внутренний определений, которые есть у каббалиста, уже достигающего и ощущающего Высший мир. И все же это дает впечатление как некое подобие, какая-то слабая копия.
И потому каббалисты вместе с написанием статей и очень глубокого, трудного материала пишут песни, мелодии. Это еще одно средство для того, чтобы выразить ощущения каббалиста более кратко, прямо, из сердца в сердце, через звуки, без слов – так, чтобы эти звуки вошли в сердце человека и в чем-то изменили его, как-то настроили на ощущение Высшего мира.
Михаэль Лайтман
Мелодии великого каббалиста 20 века Йегуды Ашлага(известного как Бааль Сулам – 1885-1955) |
У нас есть огромный подарок от последнего великого каббалиста нашего поколения Рава Йегуды Лейб Алеви Ашлага – Бааль Сулама, названного Бааль Суламом по имени написанного им комментария «Сулам» («Лестница») на Книгу Зоар, который выразил в своих мелодиях, в сущности, все ступени и все ощущения Высших миров.
Слушая эти мелодии, мы приближаемся к истинному ощущению Высшей реальности, духовного. Слушая их, человек постепенно приближается и будто бы входит в Высший мир. Конечно, ему еще не хватает внутренних определений, их он получает в процессе учебы, прослушивания бесед, но для каждого человека, независимо от того, сколько он знает и сколько времени уже изучает Каббалу, звуки в любом случае являются самым коротким, самым прямым, самым простым средством для того, чтобы испытать что-нибудь из духовного.
Каббалист ощущает в Высшем мире и более хорошие состояния, и менее хорошие, отрицательные и положительные силы, он находится между ними, управляет ими, и они управляют им – это на самом деле подобно тому, что мы ощущаем в нашем мире. И все эти состояния каббалист выражает нам в мелодиях.
Поэтому есть будто бы печальные мелодии и есть более радостные. Но на самом деле так слышится нашему слуху. Каббалист, который слушает эту мелодию и ощущает картины, пробуждаемые ею, чувствует только восхищение.
Может быть, звуки покажутся вам печальными, мелодия – грустной, но на самом деле она не грустная, она полна восхищения, и лишь выражается в наших звуках как некая печаль, словно чего-то не хватает человеку, написавшему эти звуки. Так кажется нам, поскольку в нашем мире мы используем буквы, ноты, недостатки наполнения, келим, а не свет, наполняющий их. И только келим мы можем ощутить, а не света.
Но в любом случае, когда человек слушает эту музыку, он постепенно приближается к состоянию, в котором эти келим наполнятся светами, и тогда он ощутит те же самые внутренние переживания, которые ощущает каббалист.
Слушать мелодии Бааль Сулама он-лайн